Андрей Иващенко о стратегии МФТИ

Корреспондент Физтех-Союза встретился с активными участниками нашего сообщества, чтобы узнать их мнения о стратегии развития МФТИ. Физтех-Союзу важно будущее МФТИ. Все интервью

Интервью с Андреем Иващенко

 

В чем, на ваш взгляд, состоит миссия МФТИ? Для чего нужен Физтех? 

Миссия Физтеха – воспитывать лидеров, которые будут любить свою страну и стремиться сделать ее местом, где хочется жить, работать и растить детей.

 

Восемь лет назад была опубликована стратегия “ФИЗТЕХ XXI”. Как вы оцениваете, насколько МФТИ следовал ей эти восемь лет. Насколько стратегия «попала» в свое время? Что нужно в ней скорректировать?

Мне кажется, в том виде, как эта стратегия была сформулирована, когда Физтех из учебного заведения превращается в научно-образовательное, потом в научно-образовательно-внедренческое, то есть становится субъектом экономики – это мейнстрим для Физтеха. Так было сформулировано поэтапно, и стратегия за эти годы отработала лучше, чем ожидалось.

На Физтехе уже построено 5 новых корпусов, появились новые общежития и другая инфраструктура, около 100 тыс. кв. метров лабораторно-образовательных площадей, где начали заниматься наукой. И это порядка 10 тыс. сотрудников.

Возникли базовые кафедры нового типа – не традиционно крупные российские институты, а исследовательские центры, где много лабораторий, которые находятся во взаимодействии, образуются в кластеры, и ребята на старших курсах могут заниматься наукой в шаговой доступности, в кампусе, это очень хорошо.

Первый этап трансформации Физтеха из образовательной в научно-образовательную организацию идет бурно. И сейчас на повестку дня выходит второй этап реализации стратегии – это создание пояса технопарков вокруг Физтеха, так чтобы был обеспечен трансфер технологий от науки в бизнес прямо в кластере Физтеха. По сути дела, через 10 лет Физтех может превратиться в технополис мирового уровня, который работает в поле основных технологических менйстримв. И имея приток самой талантливой молодёжи и топовую науку, Физтех будет иметь механизмы технологизации этих знаний, то есть внедрения через компании, через корпоративные исследовательские центры, которые будут в технопарке.

Это даст ребятам возможность, в том числе, делать карьеру в области высоких технологий в нашей стране – они будут находить себе место для самореализации и становиться драйверами развития тех корпораций и компаний и стартапов, которые будут размещаться в этом технополисе. В этом смысле на повестку дня выходят две задачи:

  • создание пояса технопарков, и они уже начинают появляться – и частные, и профинансированные [государством], но их должно быть гораздо больше. Вокруг Физтеха много промышленных зон и надо, чтобы их не застроили жильем, а чтобы там возник новый современный технопарк и корпоративные R&D-центры.
  • Вторая задача более сложная и важная – наладить механизмы трансфертов. Это должны быть клубы ангелов, венчурные фонды, брокеры – экосистема, которая помогает разработки продвигать в cторону внедрения оптимально, эффективно, бережливо.

Третье направление – очень много физтехов занимается топовой наукой за рубежом. Нужно помогать им создавать здесь их зеркальные лаборатории, которые будут в кооперации с их лабораториями за рубежом делать топовую современную науку. И таких лабораторий могут быть созданы десятки. Первые ласточки уже есть: Новоселов создает лабораторию в области графена. И  вот это – стратегически важная для Физтеха и Физтех-союза деятельность – стимулировать создание таких лабораторий. Государственные механизмы привлечения ученых классные и они есть, но ученый не может успеть развернуть и развить свою деятельность с нуля за три года, на которые дается грант, да и механизмов таких достаточно мало. И вот тут могут сказать свое слово выпускники.  Им это может быть интересно с точки зрения создания собственных корпораций.

Знаменитая Система Физтеха создавалась три четверти века назад – совершенно в другой стране для вполне конкретных задач. Насколько она универсальна? Нужно ли ее корректировать – или без Системы Физтеха не будет Физтеха? Еще один столп МФТИ – система базовых кафедр? Насколько эффективно она сейчас работает? Нужно ли менять состав оных? Насколько нужно?

Система Физтеха – это три ноги: сильный набор – у нас самые сильные и талантливые дети, удвоенная нагрузка на младших курсах, обучение в базовых организациях в режиме «мастер-подмастерье». Сейчас третья нога больше всего просела. Набор сильных ребят – сохранен, на Физтех до сих пор идут самые сильные абитуриенты в области естественных наук, обучение на младших курсах тоже более-менее сохранилось, хотя оно устаревает,  потому что базовые кафедры, которые должны формулировать новые заказы для науки, этого не делают. Остаются старые программы, которым нужна модификация. И в этом смысле хороший кейс – школы прикладной математики и информатики, туда пришли новые корпорации, которые выдвинули новые требования подготовки на младших курсам. Поэтому школа динамично развивается, и треть наших младших курсов на ФПМИ – это хороший пример.

Хочется, чтобы это произошло не только в области прикладной математики и информатики, но и в других областях. Чтобы пришли высокотехнологичные корпорации, чтобы они стали новыми базовыми кафедрами, чтобы если одна корпорация не может обеспечить целую группу, то тогда нужно создавать кластерные базовые кафедры по одному типу специалистов. Это одно из направлений, которое требует внимания и развития, и оно не противоречит существованию старых базовых кафедр. Возможно, где-то это может быть кооперация, когда старые базовые кафедры объединятся с корпорациями, и в них вольется новая жизнь. Многие институты дышат на ладан, и у них нет возможности предложить ребятам условия, на которых они могут остаться и получать минимальную зарплату.

Кроме этого, появились новые тенденции, когда часть студентов, которые не выбирают научную карьеру или корпоративный рост, могут сделать свой стартап. Сейчас технологическое предпринимательство для физтеха – третий вариант карьеры, и на Физтехе больше всего стартапов. Понятно, почему:  Физтех  – это про внедрение новых знаний, и в общей экономике со свободным рынком новые знания внедряются не только за счет лицензий, но и стартапов, венчурных инвестиций, и это очень хороший вариант развития карьеры ребят. Поэтому надо всячески поддерживать и наращивать те кафедры, которые работают со стартапами, с технологическим предпринимательством.

За семь с лишним десятилетий развития Физтеха спектр направлений подготовки студентов сильно расширился – некоторые говорят, что Физтех перестал соответствовать своему названию. Как вы оцениваете нынешний тематический формат МФТИ? Нужно ли его сужать, расширять, сдвигать в иные области? 

Если рассматривать  основную цель Физтеха как подготовку технологических лидеров,  ученых и предпринимателей, их надо готовить в самых мейнстримных направлениях. Как сказал академик Гинзбург, в XX веке физика была драйвером открытий и технологизации, а в XXI веке физика отходит на второй план, вперед выходит все, что касается изучения живой природы. То есть физики сделали инструмент, а биологи с химиками начинают при его помощи разбираться как устроены живая природа и человек. Поэтому за последние десятилетия открытия происходят в основном в  области наук о жизни,  и технологизация в этих областях тоже выше. С другой стороны тот научный подход, которому учат физики – как добывать знания – тот же самый и в биологии, и в химии, и в предпринимательстве.

Технологическое предпринимательство – это тоже проверка гипотез, здесь надо уметь понять, что уже сделано вокруг, в какие новые области ты идешь как предприниматель, сформулировать эксперимент – что ты конкретно проверяешь, сделать этот эксперимент, получить результат, осмыслить его. Если он будет положительный – масштабировать, если отрицательный – думать о новом эксперименте. Ровно так же работает технологическое предпринимательство.

Поэтому  базовые математика и физика, на уровне, котором готовит Физтех студентов на младших курсах, должны быть у всех. Математика – это общая культура мышления, физика – топовый стандарт по тому, как изучать природу. А дальше может быть и специализация. Физтех для этого удачно устроен, когда фундаментальные знания впрессовываются на младших курсах, а на старших студенты  уже занимаются технологизацией, учатся у мастеров, как технологизировать знание, становятся учеными, конструкторами, предпринимателями, менеджерами.

Я  бы ничего не менял на младших курсах. Легко что-то отменить, но очень сложно заново создать, а уже на 3-4 курсе можно экспериментировать.

Поскольку у нас в науке финансирование меньше, чем в индустрии, надо так организовывать процессы, чтобы все ребята вначале сталкивались с наукой, получали опыт работы в лаборатории и навыки экспериментирования. И у науки должно быть право первого выбора, в ней должны оставаться те, у кого к ней лежит душа, потому что дальше человек уйдет в корпоративную систему, и его оттуда будет трудно забрать. Тот, кто позанимался наукой, и понял, что она им не по душе, может идти в стартапы и корпорации, но у них получен навык работы в лаборатории, им будет легче общаться с учеными. Плюс на младших курсах у однокурсников есть общие дела и интересы – сдать экзамены и так далее, а потом одни уйдут в науку, другие –  в бизнес,  вот вам  и технологический трансфер.

Как вы оцениваете современную систему поиска абитуриентов Физтеха? «Пылесос»  (ЗФТШ) или «Теплица» (Физтех-лицей)? Скаутинг по всем школам и своя олимпиада – или система подготовки, начиная с Физтех-лицея? 

Традиционная модель ЗФТШ, которую мы знаем, и которая очень полезна,  очень много дала в образовании. На ней народу отучилось гораздо больше, чем поступило на Физтех, но даже те, кто не поступил –  до сих пор они считают себя физтехами, потому что учились в  ЗФТШ. Эту модель надо всячески поддерживать и развивать. Другое дело, что новые технологии, которые сейчас появляются, не в полной мере там восприняты: по-моему, там до сих пор проверяют тетрадки и шлют их по почте. Многое можно было бы перевести в новые форматы. Например, студенты подрабатывают в ЗФТШ, и потом многие из них начинают заниматься репетиторством, и как следствие, делают проекты в области образования. Если бы Физтех и ЗФТШ могли бы поддерживать такие проекты, хотя бы на начальном этапе, сейчас у них были бы дольки во всех выросших проектах, и у них были бы деньги на развитие школьного образования, не приходилось бы просить денег из бюджета.

Если сделать ЗФТШ платформой, открытой для экспериментов Физтеха, на которой можно было бы проверять и придумывать новые бизнесы в образовании, это могло бы стать еще одним драйвером развития. Плюс это масштабировалось бы на страну и давало больший эффект –  они бы не просто собирали олимпиадников, но и обучили бы огромное количество людей.

Выращивание в теплице: в стратегии есть эта часть «Школа-университет-лидер» и за эти годы при поддержке Московской области и частных компаний, Физтех-лицей стал из муниципальной школы школой №1 федерального уровня, он входит по своим показателям в топ-10 школ  по России и в топе-1 в Московской области. И лицей не только учит детей, но дети могут в нем жить, и он начинает раздавать эти знания не только своим ученикам. У нас есть программа «Наука в регионы», на неё приезжает из глубинки целый класс учеников со своим учителем, они проводят на обучении 2 недели, потом уезжают и уже на местах образовываются Физтех-классы или Физтех-кружки,  возникает сеть.  Получается взаимное развитие за счёт этой деятельности. Второе направление – природа не делится на физику, математику и биологию, и в этом смысле проектная деятельность, которая появляется в Лицее (проекты, связанные с технологизацией, науками), становится все более важной.

Строительство детского технопарка, по сути, областного «Сириуса», куда на проектные смены круглый год будут приезжать ребята со всей страны – это движение в том же направлении. Гораздо интереснее учить науки, когда ты их применяешь на проекте, понимаешь, зачем это нужно, и тебя это мотивирует. Это уже не просто зубрёжка, чтобы победить на олимпиаде, а ты, например, беспилотник сделал или вырастил растение. Нам кажется, что для современного образования в России очень важно наращивать компонент проектной деятельности. У МФТИ в этом смысле большой помощник – именно Физтех-лицей.

Насколько должны быть представлены в управлении МФТИ выпускники и студенты? 

На этот вопрос можно смотреть с разных ракурсов. Если смотреть с точки зрения теории управления, то важно, чтобы Физтех управлялся, как современная организация – это больше экосистема, и все меньше завод с жёсткими правилами, KPI и так далее. Управление университетом должно быть похоже на управление городом: много участников экосистемы со своей целевой функцией, задачей, но все они живут в нём по определенным правилам. Превращение системы управления на Физтехе в платформенную – станет огромным драйвером развития, это даст много свободы студентам, преподавателям, выпускникам. А свобода, соответственно породит творчество, которое в свою очередь даст новые направления развития.

С другой точки зрения, университет раньше был образовательной организацией, потом научной, сейчас у него еще внедренческая функция. Это три разных целевых ниши, и, если их делать в рамках одной организации – все заклинится, поэтому целевые функции надо разделять по разным сущностям. На Физтехе отчасти это уже происходит: возникают школы, центры компетенций, которые становятся базовыми организациями для школ (школы – это бывшие наши факультеты). Что касается бизнеса – должны появиться технологические брокеры, платформы, на которые передаются какие-то знания, где они технологизируются. Возможно, стоит сделать корпорацию развития, как в Стэнфорде, где вся коммерческая деятельность отдана в определённую организацию, которая контролируется набсоветом. Есть ректор, он занимается образованием, наукой, фандрайзингом. А есть корпорация развития, которая занимается всей капитализацией вокруг университета, и всю прибыль, которую получает, направляет на развитие. Причем эта капитализация не только по техтрансферным знаниям, но и от управления инфраструктурой вокруг.

Я думаю, что в радиусе 10 км от университетов в России все федеральное имущество, особенно заброшенное, надо передавать им в управление через корпорации развития.

Для этого надо делать системы по мобилизации выпускников – это огромный ресурс по развитию университета,  не только финансовый, но и организационный, логистический, креативный. Мы это видим. Успехи в реализации Стратегии Физтех- XXI, которую сформулировал Физтех-союз, произошли потому, что  была реализована эта модель работы с выпускниками. То есть Физтех-союз, который был создан как организация выпускников, – это не про то, чтобы собраться с курсом и выпить вина, собираются как раз те, кто хочет как-то послужить своей alma mater. Если у тебя нет проекта, тебе не надо в Союз, а если есть что-то именно для alma mater – добро пожаловать. Деятельность может быть любой – от просто почитать лекции для студентов до реализации крупного проекта по созданию IT-парка, или по лоббированию постройки эстакады через переезд. Этот механизм мобилизации выпускников отлично работает, на него многие охотно откликаются, и университет в этом смысле должен быть устроен так, чтобы встречать этих выпускников.

Что касается студентов, то им нужно больше самоуправления для самоорганизации бытовой жизни на Физтехе, потому что они креативные, бурлят идеями, если им не давать свободы, они будут заниматься не тем.

Вернуться к выбору интервью