Артемий Малков о стратегии МФТИ

Корреспондент Физтех-Союза встретился с активными участниками нашего сообщества, чтобы узнать их мнения о стратегии развития МФТИ. Физтех-Союзу важно будущее МФТИ. Все интервью

Интервью с Артемием Малковым

В чем, на ваш взгляд, состоит миссия МФТИ? Для чего нужен Физтех?

Решать нерешаемые задачи мирового уровня. Для решаемых задач (точнее – для тех, которые мы знаем, как решать) специалистов готовят другие. Физтех отличается тем, что ему интересно «где нельзя» – в научном смысле.  Если что-то невозможно, физтехи приходят и говорят: о, давайте я попробую! Физтех – это место людей с таким мышлением.

Восемь лет назад была опубликована стратегия “ФИЗТЕХ XXI”. Как вы оцениваете, насколько МФТИ следовал ей эти восемь лет. Насколько стратегия «попала» в свое время? Что нужно в ней скорректировать?

Хорошая стратегия. Основная идея ее была по вхождению в международные рейтинги и по застройке Долгопрудного. Я бы сделал акценты еще на различные прикладные вещи,  sponsored research, заказы… Когда мы строили бомбу, ракету и так далее – было понятно, какие нерешаемые проблемы мы решали. Сейчас такого заказа нет, и мы сами себе выдумываем проблемы, придумываем, чем бы таким заняться, а в это время мир решает реальные задачи. Вместо того, чтобы выдумывать задачи, надо искать тех, у кого эти задачи есть. И позиционировать Физтех перед потенциальными заказчиками как тех, кто решает нерешаемые задачи. Сразу же подтянутся деньги, лаборатории, ученые, коллаборации.

Нам нужно выйти на мировой рынок нерешаемых задач и войти в топ-10 мировых мозговых центров по их решению. Сделать беговые дорожки – круто, но во-первых, это частная задача, а во-вторых, она решаемая. А нам нужны нерешаемые.

Еще один момент: я вижу, что Россия сейчас находится немного на научно-технологической обочине мира, причем с трендом на самоизоляцию. Хорошо, конечно, что мы решаем арктические и военные задачи, но есть еще множество задач, которые кто-то другой решает, а могли бы мы. Спрос на такие задачи есть, но мы им не интересуемся. Пытаемся выдаивать задачи из себя, но получается уровня «я не хочу делать кастрюли, хочу делать марсоход, но на марсоход нет денег».  Может, нам стоит посмотреть в сторону Китая, который двадцать лет назад делал кастрюли, а сейчас строит марсоходы и делает это быстрее. Потому что на кастрюлях они заработали денег, подняли промышленность и их боятся американцы. А мы хотим, чтобы нас боялись американцы потому, что наши деды сделали бомбу. А мы что сделали?

Нам нужна сильная конкурентная позиция, которая создается на десятилетия вперед. Если мы ничего не будем менять, мы скатимся в топ-5 в России, а надо быть в топ-10 в мире.

Как вы оцениваете результаты развития МФТИ в последние годы? Какие основные вызовы сейчас стоят перед МФТИ, на ваш взгляд?

МФТИ проигрывает гонку Сколково, ВШЭ и некоторым другим структурам. Эти организации гораздо лучше работают и с коммерцией и с государством и с иностранными игроками. Нужна более активная позиция, нельзя бронзоветь в 80 лет. Вуз-то еще очень молодой. Нужно дать простор для инициатив физтехам 30-50 лет в том числе тем, кто поработал за рубежом. Капице было всего 50 лет когда он написал письмо Сталину.

Знаменитая Система Физтеха создавалась три четверти века назад – совершенно в другой стране для вполне конкретных задач. Как вы вообще понимаете эту Систему? Насколько она универсальна? Нужно ли ее корректировать – или без Системы Физтеха не будет Физтеха? Еще один столп МФТИ – система базовых кафедр? Насколько эффективно она сейчас работает? Нужно ли менять состав оных? Насколько нужно? 

Я работал с Капицей-сыном и общался с ним на этот счет и, как мне кажется, понимаю дух, а не букву исходных идей.

Мне кажется, ключевой элемент этой системы – элитный карьерный лифт для студентов. Прямой трансфер из талантливой молодежи – сразу под крыло к академикам, конструкторам и столпам бизнеса.

Это может иметь самые разные организационные форматы, но по факту молодой человек в 20-21 год должен войти в рабочее окружение нобелевского лауреата, топ- менеджера крупной корпорации или стать личным ассистентом международного предпринимателя. Если брать молодых пацанов в Яндекс – то не коробки носить, код писать или таблички заполнять, а прямо в кабинет к Воложу, чтобы там что-то
сидел, делал и впитывал масштабные нерешаемые проблемы.

Нужно, чтобы отобранные на Физтех талантливые ребята получали доступ к ключевым фигурам в наук и в бизнесе уже в 20 лет, а не в 40-50.
Если этот принцип сохранить, то у выпускников будут колоссальные успехи в массовом масштабе.

Еще один столп МФТИ – система базовых кафедр? Насколько эффективна она сейчас работает? Нужно ли менять состав оных? На сколько нужно?

Кафедры давали описанную выше мобильность. Благодаря  их системе я на 4 курсе я слушал лекции академиков и директоров институтов РАН уже не в огромных аудиториях, а практически в личной беседе на 5-7 человек в аудитории. Можно было понять как они мыслят, какие видят сверхзадачи и так далее,  и к аспирантуре уже начать в этом направлении делать прорывные вещи.

Кроме научных кафедр нужно «подсаживать» физтехов в рабочие кабинеты к топовым менеджерам и предпринимателям. Это тоже «система физтеха» с поправкой на современность. С корпоративными кафедрами и лабораториями нужно вести разъяснительную работу, что молодых физтехов нельзя просто нагонять «на стажировку» на низовые позиции. Прямой контакт с первыми лицами компаний организующих кафедру должен быть обязательным как часть Системы Физтеха, заложенной П.Л.Капицей.

Не нужно, чтобы тщательно отобранный и обученный талантливый молодой человек тратил свою жизнь на длинный путь по воронке лаборант-мнс-и так далее, и выходил на приемлемый научный уровень, где можно обсуждать научные проблемы и делать открытия к 40-50 годам, когда у него уже есть заболевания и молодость закончена.

Как раз Капица у Резерфорда увидел, что в британской системе, если ты не лорд, попасть к Резерфорду малореально в молодом возрасте. И придумал свою систему: отбираем гениальных ученых и заставляем их преподавать отобранным гениальным студентам со всей страны. И этих студентов отдаем на 4 курсе работать в ведущие научные организации страны.

Соответственно, в новых реалиях наши 4-5-курсники должны работать напрямую не только с крутыми учеными, но и с собственниками бизнеса, с министром, замминистра, с губернатором, с топ-менеджером Лукойла напрямую. Это должно быть условием работы с корпорациями.

Неважно, в каком виде этот прямой лифт будет существовать, важно, чтобы он был. Это нужно доносить до нового ректората.

За семь с лишним десятилетий развития Физтеха спектр направлений подготовки студентов сильно расширился – некоторые говорят, что Физтех перестал соответствовать своему названию. Как вы оцениваете нынешний тематический формат МФТИ? Нужно ли его сужать, расширять, сдвигать в иные области? 

Все правильно. Надо расширять и двигаться в те сферы, которые являются передовыми. Спектр нерешаемых задач смещается в разные области. Вот Капица- младший на старости лет занялся демографией, за что над ним коллеги шутили, что в физике сила, а он ерундой занялся.

Но если раньше ядерная бомба была главным доводом, то сейчас рулят соцсети. Демография и социальные технологии де-факто.

Я бы например еще добавил бизнес и маркетинг, интернет как важную сферу. Там полно научных и прорывных задач, сильно влияющих на экономику. Их должен кто-то решать. Физтехи подходят.

Вначале МФТИ был образовательной организацией, концентрируясь на подготовке кадров. Затем в кампусе стали появляться собственные лаборатории и к образовательной функции добавилась исследовательская. Теперь же добавляется еще и инновационная: коммерциализация и внедрение разработок. Как, на ваш взгляд, должна трансформироваться структура МФТИ для эффективной реализации этих трех функций? 

Вопрос, как мне кажется риторический. Надо быть конкурентоспособными и действовать также как MIT и Stanford. Пусть с отставанием и с гораздо меньшими денежными ресурсами, но нужно этот разрыв целенаправленно сокращать.  Нужно сделать бодрый sales-офис и project office и затем привлекать больше научных контрактов. Это даст и деньги, и кадры, и практически ориентированные учебные курсы. Фундаментальной наукой тоже нужно заниматься – за государственный счет и постепенно привлекая часть коммерческих денег.

При этом оппозиция вертикальной системы и горизонтальных связей на самом деле
ложная. Кремниевая долина по сути выросла из военки, и HP возникла из того, что эдвайзером основателей был профессор Стэнфорда – главный специалист в армии США по радиолокации.

Важно, чтобы у Физтеха был мандат на международную конкуренцию и коллаборации со Стэнфордом, Беркли, MIT. Наш основатель Петр Капица мог этим
заниматься даже в условиях Советского Союза. Такой мандат есть у Вышки, есть у
Сколково… Нам тоже надо договариваться, чтобы этот мандат был.

Сейчас у нас не хватает Королевых, Келдышей, Капиц, которые бы взяли и написали бы «письмо Сталину». Нужно иметь смелость написать такое «письмо». Или не писать и просто стоять в сторонке. Выходите с амбициозной идеей, за которую вы возьмете ответственность. Это не критика коллег, это конструктивное предложение: представьте себе, что вы 70 лет назад выходите наверх, к Сталину, вместе с Капицей – и что вы предложите руководству. Какую сверх-идею? Почему наши отцы- основатели могли, а мы не можем? Мы тоже можем и должны. «Власть» нельзя получить, ее нужно взять. Если мы хотим влияние, нам нужно его брать – и брать за него ответственность.

МФТИ=Долгопрудный. Эта максима достаточно часто звучит в выступлениях физтехов. Как должна меняться инфраструктура МФТИ и инфраструктура Долгопрудного для лучшего развития Физтеха?

Тут вроде нечего добавить к тому что уже делается. Хотелось бы может быть более аккуратного отношения к архитектурному стилю, а то корпуса, общаги и торговые центры лепятся каждый «кто как выдумал» без оглядки как это вписывается в окружающую среду. Эта «лоскутность» – признак бедности. Тот же Стэнфорд весь выдержан в одном стиле, и это завораживает.

Насколько должны быть представлены в управлении МФТИ выпускники и студенты?

Должны, в том числе с учетом сделанных вкладов – научных, денежных, организационных.

Как вы оцениваете современную систему поиска абитуриентов Физтеха? «Пылесос» или «Теплица»? Скаутинг по всем школам и своя олимпиада – или система подготовки, начиная с лицея?

Не сильно владею информацией по этой теме. Лицей – хорошо, ЗФТШ – хорошо, иностранные студенты – тоже хорошо.

Вернуться к выбору интервью