Константин Виноградов о стратегии МФТИ

Корреспондент Физтех-Союза встретился с активными участниками нашего сообщества, чтобы узнать их мнения о стратегии развития МФТИ. Физтех-Союзу важно будущее МФТИ. Все интервью

Интервью с Константином Виноградовым

В чем, на ваш взгляд, состоит миссия МФТИ? Для чего нужен Физтех? 

Я думаю, что основная задача Физтеха – это учить людей по STEM (science, technology, engineering, mathematics) и дисциплинами на основе STEM,  для того, чтобы эти люди могли решать сложные задачи, встающие перед обществом сейчас или в будущем. Дальше эти люди смогут применять полученные навыки в академии, индустрии или на самом Физтехе. Если это long-term-задачи, то это называется фундаментальной наукой, если short-term – это прикладная наука или бизнес, поскольку на short-term-задачах можно зарабатывать деньги, а на космологии пока нельзя.

Важно, что в моем понимании STEM – это достаточно широкое понятие, это не только про физику, но и вообще про естественно-научную картину мира. Физика– это основа, поверх физики идет химия, поверх химии идет биология, поверх биологии идет, что не совсем тривиально, экономика. И все эти дисциплины пропитывают математика и программирование. Физтех должен давать комплексное понимание, как устроен мир, а уж затем человек будет сам решать, где это понимание применить. Это может быть как традиционная квантовая физика, так и «новые» математические методы в маркетинге или гейм-дизайне.

Восемь лет назад была опубликована стратегия “ФИЗТЕХ XXI”. Как вы оцениваете, насколько МФТИ следовал ей эти восемь лет. Насколько стратегия «попала» в свое время? Что нужно в ней скорректировать?

Мне кажется, что на тот момент она была очень актуальна, поскольку была про то, что Физтеху не хватает земли и facilities, которые нужно создать, для того, чтобы упрочить свой научно-технический базис. Значительная часть программы была успешной, хотя не все еще удалось сделать: нет того города-сада, который описан в стратегии, но есть корпус «Арктика», если биокластер, есть Физтехпарк, и весь кампус преобразился в лучшую сторону. Сейчас приезжать в МФТИ приятнее, чем раньше.

Чего не хватает? Мне кажется, что та стратегия фокусировалась на материальной части, но важна и нематериальная часть. Достаточно зайти на сайт Физтеха, на который без слез не взглянешь. Он был бы нормальным для регионального вуза средней руки, но не для лучшего технологического вуза России. У нас получается сапожник без сапог, поскольку, если у нас — лучший технологический университет страны, сайт его должен быть среди топовых (хороший пример — сайт НИУ ВШЭ).

Не хватает в стратегии (и на Физтехе) онлайна, и я говорю не только про обучение онлайн, а про взаимодействие с Физтехом как с сервисом. Справки, бумажки, электронный документооборот, пропуска и так далее. Физтех построил новые здания, но отношение к ним и к тому, что в них происходит, осталось достаточно советским. Почему современный кампус должен быть хуже крутого бизнес-центра? Он должен быть лучше! Например, пусть, условно говоря,  будет онлайн-запись гостей, и людей на входе распознает  система Face ID, зачем кто-то должен с бумажками к охране бегать в 2021 году… Пусть в Долгопрудном появится первый магазин без кассиров (как Amazon Go). Студенты более восприимчивы к нововведениям, чем пенсионеры в Москве. Физтех, его кампус и прилегающие территории (например, станция Новодачая) должны стать пилотным центром в отношении инфраструктуры. Лучшие его практики должны транслироваться на Москву, а не наоборот.

Знаменитая Система Физтеха создавалась три четверти века назад – совершенно в другой стране для вполне конкретных задач. Как вы вообще понимаете эту Систему? Насколько она универсальна? Нужно ли ее корректировать – или без Системы Физтеха не будет Физтеха? Еще один столп МФТИ – система базовых кафедр? Насколько эффективна она сейчас работает? Нужно ли менять состав оных? На сколько нужно? 

Систему Физтеха ни в коем случае не нужно музеефицировать. Я бы сохранил некий общий подход – отбор сильных талантов и их обучение для решения актуальных задач, связанных со сложными системами. Пусть тогда были одни задачи, а сейчас – другие. Система может быть адаптивной. Мне нравится описание Системы Физтеха от Петра Капицы:  индивидуальный подход, атмосфера конструктивного творчества и ранее вовлечение в работу с практиками.

В те времена организациями, где была практика, были НИИ и КБ, там была наука, здесь – обучение, и Физтех уже тогда представлял сетевую структуру. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, теперь на самом Физтехе немало собственных лабораторий, а во-вторых, многие релевантные физтехам задачи теперь решаются в компаниях. Сейчас практики – это не только академики, но и лидеры бизнес-организаций. Наверное, стоит чуть больший акцент делать на технологический бизнес, хотя это сейчас уже делается.

Тут есть еще один важный момент: мне кажется, не стоит ограничиваться только лишь российским бизнесом и российской наукой. Если мы хотим построить один из лучших технологических вузов в мире, на уровне MIT, то замыкаться на России нельзя. Почему у нас есть базовые кафедры в РАН, но нет базовых кафедр в ЦЕРНе? Тем более сейчас, в постковидную эпоху это организовать стало гораздо легче, все работают в онлайне. Во времена холодной войны это было невозможно, сейчас, к сожалению, тоже есть некий курс на изоляцию России, но, тем не менее, у Физтеха должна быть своя повестка, должно быть свое глобальное видение вовлеченности в мировое научно-технологичное сообщество  – и этого, кажется, МФТИ не хватает.

Что касается базовых кафедр, то мне кажется, что в первую очередь у руководства МФТИ – у ректора, проректоров и директоров Физтех-школ, должно быть публичная долгосрочная стратегия, в каких направлениях МФТИ стоит расти, чтобы быть актуальным и через 10-20 лет. Чтобы Физтех развивался не реактивно, подстраиваясь под внезапные новые госпрограммы и приходящих партнеров, а проактивно сам искал лучших партнеров под свои перспективные темы и помогал государству формировать технологическую стратегию.

Важно смотреть не в прошлое, когда академики решили открыть какую-то кафедру. А в будущее – какие направления будут востребованы, какие задачи встанут перед обществом, каких людей для решения этих задач нужно готовить. И сортировать базовые кафедры исходя из этого, а также исходя из их качества и востребованности. Не секрет, что на Физтехе есть «халявные» кафедры, которые существуют только в силу того, что они были исторически — каждое поколение студентов легко сможет указать на них . Такие кафедры давно пора реструктурировать, но, поскольку их возглавляют уважаемые академики, этого не делается. Это неправильно. Система базовых кафедр должна быть динамичной. Я считаю нормальным, если кафедра живет 15-20 лет, а затем с кем-то сливается или уничтожается за ненадобностью. Технологический мир ускоряется, поэтому логично, что средний срок жизни прикладной кафедры (т.е. ее период актуальности) на Физтехе должен постепенно снижаться.

За семь с лишним десятилетий развития Физтеха спектр направлений подготовки студентов сильно расширился – некоторые говорят, что Физтех перестал соответствовать своему названию. Как вы оцениваете нынешний тематический формат МФТИ? Нужно ли его сужать, расширять, сдвигать в иные области? Частично вы уже ответили на эти вопросы – но есть ли предел расширению этого спектра?

Предел расширения спектра, я думаю, есть, но пока что мы выбрали только процентов пять от него. Мы от него далеко, и пока беспокоиться не стоит.  А то, что структура меняется – это правильно. Вот пример – наши информатики сейчас составляют около трети набора. И я думаю, что если это будет половина, это будет тоже нормально. Поскольку сейчас не осталось таких областей знаний, где бы не оказалось задействовано программирование. Есть вычислительная биология и вычислительная химия, для расчётов на коллайдерах активно используют машинное обучение, процветают квантовые вычисления — современная наука теперь невозможна без ИТ, как раньше она была невозможна без математики.

Могут быть самые разные специальности, экономика, например, или вообще такая тема, как operations research – вполне математическая дисциплина, которая активно применяется в бизнесе. Да, это не связано с бозонами и фермионами, но тоже может успешно осваиваться физтехами и приносить пользу обществу.

Мне кажется например, что сейчас очень интересной темой для Физтеха был бы гейм-дизайн, который на самом деле представляет собой сложную математико-физическую область знаний и умений. Большой потенциал для роста есть в open source разработках, где практически отсутствует порог входа, но пока лидерство удерживают зарубежные корпорации и университеты.

Вначале МФТИ был образовательной организацией, концентрируясь на подготовке кадров. Затем в кампусе стали появляться собственные лаборатории и к образовательной функции добавилась исследовательская. Теперь же добавляется еще и инновационная: коммерциализация и внедрение разработок. Как, на ваш взгляд, должна трансформироваться структура МФТИ для эффективной реализации этих трех функций? Как «поженить» вертикаль управления и горизонтальные связи.

Я думаю, что одним из ключевых столпов этой системы может стать эндаумент. Мы никогда и ничего не сможем сделать с вертикальной системой управления, пока основным источником средств для МФТИ является государственный бюджет. Кто платит, тот и заказывает музыку. Нам нужно стараться вовлекать выпускников и студентов в управление Физтехом и, в идеале, перейти к Физтех-корпорации. Как в MIT, Стэнфорде, Гарварде и так далее. К некоей некоммерческой саморегулируемой организации, которая управляет вузом. Это небыстрая, но вполне решаемая задача, это то, к чему Физтех должен стремиться – хотя бы к половине частных денег в бюджете университета.

МФТИ=Долгопрудный. Эта максима достаточно часто звучит в выступлениях физтехов. Как должна меняться инфраструктура МФТИ и инфраструктура Долгопрудного для лучшего развития Физтеха? 

Я нередко бываю в Оксфорде, Кембридже и Пало-Альто, и мне есть с чем сравнивать Долгопрудный.  В этих небольших городах человек может прожить всю жизнь. Поэтому простой ответ на этот вопрос: Долгопрудный должен стать городом, в котором увлеченный наукой и технологиями человек может прожить всю жизнь с удовольствием. Без ощущения, что переехав сюда, он что-то потерял, без сожалений, что он живет здесь, а не в Москве или где-то еще.

То есть должно быть все, что нужно человеку – медицина, развлечения, красивые парки, хорошие школы и так далее.  Долгопрудный похож на Кембридж, где кампус сконцентрирован в небольшой части города, а вокруг него хорошая инфраструктура.

Это в том числе, —вопрос городского маркетинга: важно, чтобы было престижно было жить не на Рублевке, а в Долгопрудном рядом с кучей умных людей, где можно в местной кофейне столкнуться с будущим нобелевским лауреатом или технологическим миллиардером . Чтобы было престижно быть профессором в Долгопрудном. Я недавно был в гостях у одного английского миллионера в Кембридже, и его жена с гордостью рассказывала о купленном на местном аукционе сервизом Петра Капицы. Увы, у нас пока не продают условный стул Беклемишева. Когда дойдет до такого – будет круто.

Как вы оцениваете современную систему поиска абитуриентов Физтеха? «Пылесос» или «Теплица»? Скаутинг по всем школам и своя олимпиада – или система подготовки, начиная с Физтех-лицея? 

Мне кажется, что эти системы дополняют друг друга. Но тут вообще для начала нужно определиться с тем, сколько нам нужно студентов и сколько преподавателей для них. И обеспечить этим преподавателям достойную оплату (чего сейчас порой нет). То есть, составить план на текущие расходы по студентам, преподавателям и лабораториям, и, исходя из этого, подбирать стратегию набора, максимизируя качество студентов.

Мне кажется, что Физтех активно работает с исторически сложившимися системами привлечения ребят – типа ЗФТШ, но совершенно не использует современные методы маркетинга. Надо делать больше bold moves, смелых идей — Физтех может себе это позволить! Почему недавно восстановленное общество «Знание» пригласило с лекцией Илона Маска, а на Физтехе его выступления до сих пор не было? Мне кажется, что ему было бы гораздо почетнее и интереснее выступить в «русском MIT», чем в каком-то новом проекте. Почему Юрий Дудь снял фильм про Кремниевую долину, но еще не снял про Физтех и его выпускников? Почему Физтех еще не обратился в студию Артемия Лебедева и не заказал себе лучший сайт, соответствующий имиджу лучшего вуза России? Таких «почему» может быть много, и их реализация требует больше репутации (это есть), креатива и активности (этого пока не хватает), а не материальных ресурсов. Нам нужно строить маркетинг в обе стороны – и в сторону абитуриентов, и в сторону корпораций и преподавателей, чтобы все хотели прийти на Физтех.

 

Вернуться к выбору интервью