Николай Кудрявцев о стратегии МФТИ

Корреспондент Физтех-Союза встретился с активными участниками нашего сообщества, чтобы узнать их мнения о стратегии развития МФТИ. Физтех-Союзу важно будущее МФТИ. Все интервью

Интервью с Николаем Кудрявцевым

В чем, на ваш взгляд, состоит миссия МФТИ? Для чего нужен Физтех? 

Сейчас, шаг за шагом, наша страна идет по пути технологического развития. Говорят, что был Советский Союз, мы летали в космос и у нас все было в плане технологий, потом были 90-е годы, когда все упало и мы потеряли те вершины, которые занимали. Но значительно реже можно услышать, что нам  надо делать, для того чтобы стать лидерами технологического развития. Понятно, что сейчас мир находится на новом витке развития технологий, и Физтех, как место, где всегда делался упор на  ускоренную трансформацию результатов научных исследования в технологии, создание конкретных разработок и изделий, крайне нужен стране снова. Здесь, на мой взгляд, у нас хорошее конкурентное преимущество и перспектива.

Наша миссия и состоит в том, чтобы быть университетом мирового класса, который обеспечивает вот этот хай-энд в научном, технологическом и инновационном развитии, в подготовке специалистов, является центром притяжения талантливейших абитуриентов, выдающихся ученых и преподавателей.

Эта физтеховская среда, это биополе, если можно так сказать, и есть залог нашего успеха.

Восемь лет назад была опубликована стратегия “ФИЗТЕХ XXI”. Как вы оцениваете, насколько МФТИ следовал ей эти восемь лет. Насколько стратегия «попала» в свое время? Что нужно в ней скорректировать?

Вот смотрите, я  просто протянул руку и взял  с полки две книжечки. Это – программа развития нашего университета. Первая – программа на 2013-2020 годы, но в ней было прописано только первые пять лет детально, остальные крупными мазками. Она утверждена министром – на тот момент Д. Ливановым. И когда прошло 5 лет, оказалось, что то, что детально прописано, мы на удивление все неплохо сделали. Программа эта была хорошо проработана, ее защита на встрече, где было всего около 10 человек, но среди них 3 помощника президента. Мне было достаточно трудно ее защищать, и после встречи потребовалась еще определенная доработка.

Мало сказать, что на Физтехе нужно развивать науку, мало сказать, что нужно сюда приводить лучших ребят, это еще и нужно обеспечить. И эта программа была нацелена на то, чтобы Физтех получил новые жизненные пространства, новые стройки, чтобы это обеспечить. И она была синхронизирована с нашей научной программой развития и развития в образовательной сфере.

Поэтому программа номер один была выполнена, мы находимся на пути выполнения программы номер два,  на 2019-24 годы, но в связи с тем, что сейчас стартует конкурс «Приоритет 2030», мы сейчас дорабатываем программу, и многие ее моменты будут использоваться в подачи заявки на этот конкурс и при создании инновационно- технологического центра Физтеха. То есть она является зародышем, стартом следующей программы, которая будет рассчитана на 10 лет.

Знаменитая Система Физтеха создавалась три четверти века назад – совершенно в другой стране для вполне конкретных задач. Насколько она универсальна? Нужно ли ее корректировать – или без Системы Физтеха не будет Физтеха? Еще один столп МФТИ – система базовых кафедр? Насколько эффективно она сейчас работает? Нужно ли менять состав оных? Насколько нужно?

Я считаю, и не только я – таких достаточно много, что Система Физтеха состоит из трех компонентов.

Компонент номер один, который пришел из времени начала Физтеха, заключается в том, что преподавать должны ученые, как специальные, так и фундаментальные дисциплины. Компонент номер два, который тоже пришел из того времени, состоит в том, что научную работу нужно делать в научных организациях. И компонент номер три, который возник, исходя из этих первых двух, состоит в том, что поскольку это достаточно сложная система, фактически требуется за время учебного процесса совместить и образовательную и научную повестки, то студенты должны быть очень сильными и поэтому нужен отбор талантливейшей молодежи по всей стране.

Теперь давайте смотреть, что поменялось по отношению к тому времени. Я должен сказать, что по нынешней ситуации студенческий состав Физтеха сильнее, чем был тогда, потому что сейчас это топовые ребята со всей страны. Все-таки раньше Физтех выполнял и социальную функцию и делал определённые послабления для ребят из рабочих семей, и это все влияло на общий уровень.

Что мы почувствовали в нулевые годы? Первоначальный состав наших преподавателей, а он был собран с самых разных мест,  это люди, которые обогатили друг друга и поставили тот цикл Физтеха, который мы все знаем, должен был воспроизвестись в современных условиях. Но в нынешнее время, которое быстро бежит вперед, и приходят новые люди, а современному молодому и очень активному человеку только преподавания мало.

Если на Физтехе  станут преподавать люди, которые 2 дня в неделю преподают, а все остальное время занимаются репетиторством –  это не то, что нужно Физтеху. А молодые люди, которые сюда приходят, говорили, что, если бы они на Физтехе могли преподавать, заниматься научной работой, и иметь совсем не баснословные доходы, но хотя бы такие, что дают возможность не думать о хлебе насущном, а думать о науке – это была бы совсем другая ситуация.

Поэтому мы ситуацию меняли, и это позволило здесь нарастить научную компоненту, но сначала стало ясно, что, если раньше была бинарная система: на Физтехе –  метрополия и базовые организации вокруг ее, и между ними происходит квантовый переход студентов, то сейчас все идет к тому – и мы видим в этом колоссальное преимущество – что этот переход происходит не скачкообразно, а плавно.

И это на самом деле обеспечивает нашим базовым организациям то, что нужно, в отличие от того, что было – а именно, более ранний выход на студентов с их проектами, с совмещением образования и научной работы и так далее. И это то, как надо менять систему и ситуацию с базовыми кафедрами. Понятно, что система базовых организаций, которые существуют вокруг Физтеха, это, с одной стороны, консервативное образование, с другой стороны, может это и хорошо, но состав базовых организаций меняется в соответствии с изменениями в научной и технологической повестке в стране. И это тоже очень важный момент.

Пример, и очень яркий – IT-компании на Физтехе – их же вообще раньше не было.  Я помню, что когда мы начали с ними взаимодействовать, то у них не было особого желания приземляться на Физтехе. Я помню, что мне все говорили, что у нас сотрудники дорогие, вы ваших студентов готовьте к чему хотите, самое главное, чтобы они развивались. А в общежитии сотрудники этих компаний повесят объявление с размерами зарплаты, и выпускники  сами побегут к ним…  Но очень скоро выяснилось, что на самом деле классных специалистов немного и их не хватает, и тогда компании активно потянулись к нам.

Пионером был Давид Ян и компания ABBYY. Мы с ними стали прорабатывать модель базовой кафедры IT-компании. Другие подтянулись уже потом, но то, что начало происходить дальше, я себе даже во сне не мог представить, потому что умные люди договорились о том, что конкуренция должна быть, но подготовку IT-специалистов нужно делать вместе. Они там договорились о квотах. Компания 1С предоставила площади, мы предоставили технику…  У нас центр для их подготовки находится в районе метро Тимирязевская, что логистически всем очень удобно. Как я сейчас понимаю, они еще хотели оградить своих студентов от возможного влияния и перетаскивания в другие организации. И вот сейчас это прекрасно работает и оказывает благотворное влияние на Физтех в целом, потому что примерно 40 процентов наших студентов связаны с IT.

И если вы зайдете в наши лаборатории или лаборатории на западе (или востоке), то они очень отличаются. У нас научные исследования всегда параллельно идут с моделированием и это обеспечивает существенно большую скорость и существенно большую эффективность.

Но как должен происходить процесс смены состава базовых организаций? Директивно или эволюционно?

Естественно, он должен происходить эволюционно. В чем на самом деле состоит проблема? Возьмем какую-то базовую организацию. Базовые организации тоже меняются. когда обычно формируется базовая кафедра, то в какой-то момент, назовем это Малый взрыв, отбираются наиболее продвинутые сотрудники, организации, они становятся сотрудниками этой кафедры и руководят студентами и аспирантами. Затем идет время, тематики могут переходить в стационар или стадию пост-функционирования, когда она больше уже похожа на поддерживающую стадию. И базовая кафедра приходит к такому тускломусостоянию, как некогда яркая звезда. На самом деле все можно делать по-разному, и в этих организациях появляются новые направления, и поэтому сейчас тот тренд, который у нас развивается, это то, что мы выявляем научных руководителей, которые находятся в тонусе и занимаются перспективными направлениями. Тогда базовая кафедра может перерождаться применительно к новым условиям.

Но конкретного механизма таких изменений нет, и все зависит от мудрости и опыта руководителей базовых организаций. В принципе, сейчас следующий этап – сделать так, чтобы это был структурированный процесс, который хорошо идет, всем нашими нормативными документами он движется к тому, чтобы это шло в эволюционном режиме.

Закрывать базовые кафедры тяжело, и такие решения часто были у нас в уме, но не сразу выходили в практическую плоскость. Мы тянули, потому что всегда остается вопрос – что будет со студентами этих кафедр? Я думаю, что это не совсем правильно, но базовые кафедры мы закрывали уже тогда, когда там уже фактически прекращалась деятельность и мы делали это чаще с их реструктуризацией.

За семь с лишним десятилетий развития Физтеха спектр направлений подготовки студентов сильно расширился – некоторые говорят, что Физтех перестал соответствовать своему названию. Как вы оцениваете нынешний тематический формат МФТИ? Нужно ли его сужать, расширять, сдвигать в иные области? Например, некоторые выпускники говорят об экономическом факультете.

В начале 2000-х годов мы действительно серьезно думали об экономическом факультете. Правда, есть нюанс: много университетов готовят экономистов, но у нас в стране нет экономистов экстра-класса уровня нобелевских лауреатов. Такая мысль была и ее очень поддерживали такие интересные люди, как Егор Тимурович Гайдар и его экономическое окружение. Но тогда нам не удалось, и ресурсов тогда было мало. На самом деле я бы так сказал: на это окончательного ответа пока что нет.

Потому что если мы возьмем модель Физтеха его начала, то это узкий спектр приложений и фактически у Физтеха не будет критической массы.

Когда появились IT-специалисты, сначала физики ревновали к IT, потому что «как же так, это не наука, наука — это то, что изучает законы природы». Но потом все эти разговоры ушли, потому что физики быстро поняли, что IT – огромное подспорье для ученого, и физики дополнительно получают преференции от того, что рядом находятся талантливые программисты.

Поэтому надо смотреть, вопрос экономического факультета или школы теперь стоит так, что нужны экономисты, которые занимаются продвинутой, научной экономикой, их нужно мотивировать, им нужен высокого уровня креатив, а не просто таблицы с цифрами в рублях или долларах.

Это серьезно обсуждается и в приоритетах мы планируем это делать.

Мы сделали школу инноваций и высоких технологий, магистерскую школу, для тех, кто хочет выбирать траекторию внедрения, тех кто хочет создавать стартапы и компании, мы должны предоставить студентам эту возможность.

Сейчас получается, что на самом деле Физтех идет во все те места, где нужны высококлассные специалисты, где внедряются технологии, где возрастает активность в области технологического предпринимательства, которое у нас в стране хорошо сейчас стартует. Сейчас очень много государственных и не только программ, бизнесов с очень интересными технологиями, чего раньше абсолютно не было.

Вначале МФТИ был образовательной организацией, концентрируясь на подготовке кадров. Затем в кампусе стали появляться собственные лаборатории и к образовательной функции добавилась исследовательская. Теперь же добавляется еще и инновационная: коммерциализация и внедрение разработок. Как, на ваш взгляд, должна трансформироваться структура МФТИ для эффективной реализации этих трех функций?  Как сделать так, чтобы вертикальная структура управления не мешала горизонтальным связям между этими составляющими.

Деятельность, которой занимается Физтех и его выпускники, действительно требует большого количества горизонтальных связей и их развития. В принципе, у университетов есть огромное конкурентное преимущество: в них представлены многие направления, и они более эффективно выходят на междисциплинарные проекты, которые сейчас являются важными и многообещающими. В этом смысле скелет экосистемы Физтеха уже сложился.

В 2000-е годы, когда нужно (и подчас сложно) было  найти какую-то компьютерную программу, с этим не было проблем у физтехов: у них сложился «общак» программ. Вот вам простая иллюстрация горизонтальных связей физтехов. Сейчас все пошло значительно дальше, и чему мы очень радуемся – физтехи много между собой общаются и по статистике, как кто-то говорит, 50 процентов знаний и навыков получают в лабораториях и классах а 50 – от общения друг с другом. Но я считаю, что от общения друг с другом получается даже больше.

Мы к этому и стремились: у нас на Физтехе нет какого-то жесткого императива, и мы вышли на создание школ Физтеха… Все таки факультеты были окружены каждый забором, а сделав более крупные структурные образования, мы показали, что эти заборы не столь существенны, локальные и композиционные сообщества стали значительно больше.

Роль администрации усиливается и в том, что я всегда стремился делать – уйти от видения администрации, как вертикального управленца к тому, что администрация – это тот орган, который способствует развитию тех образований, которые есть на Физтехе, и тех процессов, которые наши сообщества считают перспективными.

Насколько должны быть представлены в управлении МФТИ выпускники и студенты? 

Сейчас органы самоуправления играют более существенную роль, чем это было раньше. Студенчество играет большую роль, выпускники играют несравненно большую роль. Залог успешного движения в этом направлении – это консолидация на идеях развития физтеха этих направлений, этих сообществ как раз обеспечит и усиление горизонтальных взаимодействий, горизонтальных связей.

И те и другие, должны быть представлены, но область, на которую воздействует и то и другое сообщество все-таки несколько отличается. Ну студентов прежде всего волнует, как их учат, что будет с ними дальше и так далее.

Выпускников много, но в Физтех-Союзе их не так много. Он является тем фильтром, который приводит выпускников в управление Физтехом. Главное – это желание выпускника нам помочь. А у кого появляется желание? Это позитивные, самодостаточные люди, у которых возникает потребность участвовать в развитии alma mater и помогать ей. Поэтому проекты Физтех-Союза в основном связаны с инфраструктурным взаимодействием, взаимодействием по различным программам. То есть это несколько другие области. Но они очень важны для нашего развития.

МФТИ=Долгопрудный. Эта максима достаточно часто звучит в выступлениях физтехов. Как должна меняться инфраструктура МФТИ и инфраструктура Долгопрудного для лучшего развития Физтеха? 

Когда я начинал свою ректорскую работу, я не видел в городских приоритетах МФТИ. Но step by step мы пришли к тому, что и город и область считают Физтех системообразующим. Я уже не говорю, что мы – один из крупнейших налогоплательщиков в Долгопрудном и в области. Поэтому наши отношения с городом вышли на совершенно другой уровень. И новая администрация  Долгопрудного более энергично подхватила это взаимодействие.

Мы имеем карт-бланш на свое развитие: Физтеху нужны новые площади, инновационно-технологический центр. Это многое, что могли бы выпускники сделать с учетом интересов своих технологических бизнесов, это и создание комфортной инфраструктуры в этой области. Сейчас видно, что Физтех пойдет развиваться в южном направлении: мы уже застраиваем там какую-то часть. Город нам выделяет около платформы Новодачной площадку, и там будет еще одна локация Физтеха.

У нас была какое-то время назад встреча со студентами, и им конечно хочется здесь иметь для себя комфортную среду, и это обязательно нужно делать. Это постепенно – да и не постепенно – происходит. Вот, к примеру, проект, который мы сделали вместе: город, область,  Физтех с его выпускниками – Физтех-лицей. За очень короткое время это школа стала номером семь по всем показателям в России.

Университет требует комфортной городской среды с хорошим питанием, школьным образованием, с хорошим медицинским обслуживанием, с комфортной инфраструктурой – это то, что нужно делать с городом. И я считаю, что нам очень повезло, что мы находимся в Долгопрудном, потому что, если бы мы были в Москве, эти вопросы имели бы совершенно другой оттенок, просто потому , что университетов в Москве много.

Здесь в городе 120 тыс. населения, он средний по размерам, и для него Физтех с одной стороны это очень большое образование, а с другой стороны мы ему соразмерны. Работая вместе с городской администрацией, мы шаг за шагом решаем эти вопросы, синхронизируя развитие Физтеха и развитие города.

Когда в Долгопрудном 15 лет назад формировался генплан, нас туда просто не подпускали. Сейчас мы совместно работаем в открытую над ним и это залог нашего успеха.

Как вы оцениваете современную систему поиска абитуриентов Физтеха? «Пылесос» или «Теплица»? Скаутинг по всем школам и своя олимпиада – или система подготовки, начиная с Физтех-лицея? 

«Теплица» не обеспечит нам прием. Прием на Физтех с учетом платников сейчас где-то 1300 в год. Мы не стремимся форсировать прием на Физтех, и у нас увеличивается прием для новых лабораторий, новых базовых организаций, чтобы другие не ослаблять и прием иностранных студентов, но все равно мы вынуждены его постепенно увеличивать. Поэтому Физтех привлекает  абитуриентов по распределенной схеме, его миссия – собирать таланты со всей страны, здесь мы тоже идем в ногу со временем, и есть очень важные изменения.

Сейчас мы стартуем распределенный бакалавриат, когда мы наши технологии образования, использующиеся в бакалавриате, распределяем и внедряем в вузах-партнерах, то есть ребятам не надо ехать сюда, чтобы поступать на Физтех. Мы волей-неволей ослабляем этот поток, но в условиях такой большой страны, как наша, система пылесоса не является идеальной, и мы видим задачу в том, чтобы уровень подготовки Физтеха в бакалавриате распределить на вузы, с которыми мы достаточно долго сотрудничаем.

А дальше – если у нас есть студенты, которые занимаются научной работой, сейчас проблемы командировок, проблемы нахождения в общем информационном поле решаются совершенно по-другому. В будущем мы видим Физтех, как некий воспроизводитель этой системы. И если ЗФТШ позволяет выявлять лучших школьников, то из нее мы берем не больше 10 процентов ребят, а 90 процентов мы  фактически готовим для других лучших вузов России.

Таким образом наша система будет обеспечивать повышение общего уровня естественно-научного образования по всей стране,  и в этом есть наша стратегия.

 

Вернуться к выбору интервью